- дек 28, 2015
Ходорковская Е. С. Оперная реформа последней трети XVIII века: казус Петербурга // Наука, техника и образования - 2015 - № 12 (18) - см. журнал
Ходорковская Елена Семеновна / Сhodorkovskaya Elena Semyonovna – кандидат искусствоведения, доцент,
кафедра междисциплинарных исследований и практик в области искусств,
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация:в статье рассматриваются драматургические новации в жанре оперы-сериа последней трети XVIII века, инспирированные политическими и культурными процессами, разворачивавшимися в ряде европейских оперных столиц. При формальном сходстве творческих решений, реализованных на оперных площадках Пармы, Вены и Санкт-Петербурга, культурная политика в отношении музыкального театра в российской столице одушевлялась совершенно иными, нежели в Европе, мотивами. Как показывает автор, петербургская «оперная реформа» была инспирирована консервативными эстетическими вкусами венценосных заказчиков.
Ключевые слова:опера-сериа, оперная реформа, придворная опера Санкт-Петербурга XVIII века.
Литература
- Келдыш Ю. В. Итальянская опера // История русской музыки: в 10 томах. Т. 2, Ч. 1. М.: Музыка, 1984. С. 91–128.
- Ходорковская Е. С. Опера-сериа в России XVIII в. // Музыкальный театр: сб.. статей / сост. А. Л. Порфирьева. Санкт-Петербург: РИИИ, 1991. С. 146–158.
- Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. Л.: Тритон, 1935. 192 с.
- Die Musik des 18. Jahrhunderts // Neues Handbuch der Musikwissenschat, 13 Bd. Bd. 5 / Hrsg. von Carl Dahlhaus. Laaber Verl., 1985. 440 S.
- Rosow L. Performing a choral dialogue by Lully // Early Music. 1987. Vol. 15. № 3. P. 325–335.