- янв 08, 2016
Федчин Ф. В. Современный паблик-арт и публичное пространство: страницы истории и границы понятия // Наука, техника и образования - 2015 - № 12 (18) - см. журнал
Федчин Филипп Владимирович / Fedchin Philip Vladimirovich– старший преподаватель,
кафедра междисциплинарных исследований и практик в области искусств,
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье сделана попытка интерпретации понятия современного паблик-арта, если отталкиваться от трактовки художественного пространства и пространства вообще в статье Мартина Хайдеггера «Искусство и пространство». Примером монументального искусства, в котором проявляется новая трактовка художественного пространства, стали работы Огюста Родена – памятник Оноре Бальзаку и «Врата Ада». Возникновение понятия «паблик-арт» в 1960-е годы ассоциируется с новым этапом истории монументальной скульптуры, связанным с традицией классического модернизма. Успешные примеры – работы известных художников, самостоятельных «брэндов» Пикассо и Кальдера. Когда те же абстрактные формы распространяются на более традиционные жанры памятника, как, например, военные мемориалы, то, как показывают примеры Майи Лин и Константина Симуна, возникают противоречия в восприятии заказчиков и/или публики, непонимание и даже опасность конфликтов. В конечном счете именно этот конфликтный потенциал монументального искусства используется в современном паблик-арте. Анализируется постминимализм Ричарда Серра на примере его «Наклонной дуги», где себя и проявляет хайдеггеровское событие, важное для переопределения пространства.
Ключевые слова: паблик-арт, художественное пространство, сайт-специфическое искусство, Огюст Роден, Константин Симун, Майа Лин, Ричард Серра.
Литература
- Хайдеггер М. Искусство и пространство // Время и бытие. статьи и выступления. Санкт-Петербург: Наука, 2007. C. 433–437, 591–593.
- From Antiquity to the Present Day / ed. Duby G., Daval J. L. Köln: Taschen GmbH, 2010. 1152 p.
- Cartiere C., Shirley R., Willis S. A Timeline for the History of Public Art: The United Kingdom and the United States of America, 1900–2005 // The Practice of Public Art. New York: Routledge, 2008. P. 231–246.
- Cohen J.-L., Lodder C. Building the Revolution: Soviet Art and Architecture 1915-1935. London: RoyalAcademyArts, 2011. 272 p.
- Григорьев Е., Крикунов К., Симун К. «... — а не абстрактная ли это скульптура?» [Электронный ресурс]. URL: http://eg-design.livejournal.com/5121.html (доступ: 04.12.2015).
- Finkelpearl T. Dialogues in Public Art. Cambridge, Mass.: The MIT Press, 2001. 468 p.
- Кримп Д. На руинах музея. Москва: Фонд V-A-C, 2015. 432 с.