- янв 15, 2020
Кабулов Э.А.
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Кабулов Эшболта Атамуротович - доктор исторических наук, декан, факультет истории, Термезский государственный университет, г. Термез, Республика Узбекистан
Аннотация: после превращения Бухарского эмирата в одну из своих колоний Российское правительство основное внимание обратило на его южные территории. Потому что торговые сношения со странами Востока посредством этой территории давали благоприятные возможности для развития торговли и выхода русских купцов к странам на берегах Индийского океана. Первичные меры в строительстве дорог на этой территории преследовали военные и экономические цели и началом явилось строительство просёлочной дороги Самарканд - Термез. По решению царской власти от 3 декабря 1885 года военный инженер полковник А.М. Бонч-Богоданевский по поручению русского военного инженера Куропаткина разработал проект просёлочной дороги Самарканд - Термез на основе опыта французов по строительству дорог в Алжире. Протяжённость дороги Самарканд - Термез - 346 вёрст, а путь от перевала тахта карача до Термеза составляет 298 вёрст. Эта дорога, проходя по границам Бухарского эмирата, пересекает территории Китаба, Шахрисабза, Яккабага, Гузара, Дербента и Ширабада.
Для наблюдения за техническим состоянием работ в его распоряжение было выделено 3 офицера и 61 солдат из батальона сапёров Туркестана. Для заработной платы и подготовки материалов со стороны Российского правительство было выделено 17340 рублей. В промежутке за 1899 - 1901 годы за счёт русского правительство по просёлочной дороге Самарканд - Термез построено 17 остановок. На все эти работы правительством выделено 340 000 рублей.
Эта замечательная по тем временам дорога была сдана в эксплуатацию в 1902 году. На каждую версту этой дороги израсходовано 250-300 рублей, а на 300 вёрст было истрачено 90000 рублей. Со стороны бекств эмирата, через территорию которого проходила дорога, было выделено от 10000 до 20000 рублей.
В торговых сношениях дорога Самарканд - Термез имела важное значение как внутри страны, так и в международных торговых связях.
Ключевые слова: Бактрия-Тохаристан, Сурханская долина, Термезский тракт, Тахта Карача, Дербент, Ширабад, Паттакесар, Чучкагузар.
FROM THE HISTORY OF TERMEZ - SAMARKAND TRADE LINE CONSTRUCTION
Kabulov E.А.
Kabulov Eshbolta Atamuratovich - Doctor of historical sciences, Dean, FACULTY OF HISTORY, TERMEZ STATE UNIVERSITY, ТЕРМЕZ, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: аfter the Russian government made Emirate of Bukhara one of its colonies, its main focus was on the southern regions. The reason was the possibility of developing trade relations with the eastern countries and further the chance of reaching the Indian Ocean. One of the first road- building measures in the region, considering both military and economic interests, was the construction of the Samarkand Termez earthy cartway. According to the decision of the Tsar`s government on December 3,1885, under the instruction of military engineer, Colonel A.M. Bonch-Bogodanevsky Kuropatkin, the project of the Samarkand — Termez cartway was developed on the basis of the French construction in Algeria. The length of Samarkand — Termez road is 346 verst and extends 298 verst from the Tahta Koracha pass to Termez. The road passes through the territory of the Bukhara khanate through the areas of Kitab, Shakhrisabz, Yakkabog, Guzar, Darband, and Sherabad. In order to monitor the technical condition of the case, 3 officers and 61 members of disposal squad from the Turkestan disposal battalion were assigned. The Russian government allocated 17,340 sums to pay for salaries and preparing materials. During the period 1899-1901 at the expense of the Russian government 17 stops were constructed on the Samarkand – Termez road. The Russian government allocated 340,000 sums for all the work.
Launched in 1902, 250-300 rubles for each verts and 90 000 rubles for 300 verst were spent of this road. Each of the 6 kingdom, through which the carriageway passed, spend about 10 000 to 20 000 sums on it. In general, the Samarkand – Termez road had a special place in the trade. This road played an important role not only in the local trade, but also in the foreign trade.
Keywords: Bactria-Tocharistan, Surkhan valley, Termez tract, Tahtakaracha, Derbent, Shirabad, Pattakesar, Chuchka-Guzar.
Список литературы / References
- Грулев М.В. Некоторые географико-статистические данные, относящиеся к участкам Аму-Дарьи между Чорджуем и Патта-Киссаром // Известия Туркестанского отдела русского географического общества. Т. П. СПб., 1900. С. 5—87.
- Кап. Васильев. Маршрутное описание дороги от Келифа до Патта-Киссара 1893 // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Вып. 57. СПб., 1894. С. 403—405.
- Кап. Васильев. Маршрутное описание дороги от г. Шерабада до г. Байсуна. 1889 // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Вып. 57. СПб., 1894. С. 405—406.
- Кап. Васильев. Статистические материалы для описания Бухары. Бекства Шерабадское и часть Байсунского. 1889 г. // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Вып. 57. СПб.,1894. С. 399—402.
- Логофет Д.Н. На границах Средней Азии. Кн.З. Бухарско-афганская граница. СПб.,1909. С. 6—7.
- Ремез И.А. Внешняя торговля Бухары до мировой войны. Ташкент, 1922. 71 с.
- Центральный государственный архив Республики Узбекистан (далее: ЦГАРУЗ), ф. И—2, оп. 1, д. 251, л. 24—25.
- ЦГА РУз, ф. и— 2, оп. 1, д. 251, л. 85—85 (06).
- ЦГА РУз, ф.и—126, оп. 2, д. 46, л. 1.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Кабулов Э.А. ИЗ ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ТОРГОВОГО ПУТИ ТЕРМЕЗ - САМАРКАНД // Наука, техника и образование №1(65), 2020. - С.{см. журнал}. |